Спецпроекты

предпринимательство

Почему производитель йогуртов «Галичина» поменял концепцию бизнеса и что из этого вышло

Почему производитель йогуртов «Галичина» поменял концепцию бизнеса и что из этого вышло
Фото: Константин Мельницкий

Что заставило производителя популярных йогуртов «Галичина» изменить концепцию и когда компания выйдет 
на рынки капитала.

В 1998 году львовские предприниматели Андрей Король, Сергей Гибай и Юрий Ложкин приобрели Радеховский маслозавод у банка «Украина» за 310 тысяч гривен, на котором можно было производить сухое и сгущенное молоко, а также масло.

Предприятие на момент покупки было способно переработать максимум 1,5 т молока в сутки: по меркам промышленного производства небольшой объем. Спустя три года собственники решили развивать предприятие как цельномолочную компанию. Была проведена первая реконструкция завода: модернизировали отделение приемки молока, базовые производственные узлы. Начали с производства традиционных продуктов: кефира, сметаны, ряженки. А в 2003‑м в ассортименте появились знаменитые йогурты «Галичина», которые до сих пор являются визитной карточкой компании. Практически вся прибыль предприятия реинвестировалась.

В 2005 году на базе завода был построен новый цех, равный по мощности существующему заводу. Мощности наращивали за счет сбалансированного кредитного портфеля, а также собственных оборотных средств, которые шли на развитие компании. В результате динамичного развития доля компании на внутреннем рынке цельномолочной продукции в 2005 году достигла 3,2 %.

Параллельно львовские предприниматели построили сеть филиалов в западной Украине. Средства для построения дистрибьюционной сети привлекли, выпустив в 2007 году облигации на 30 млн. гривен. Через год «Галичина» открыла 38 представительств во всех областях Украины.

Толчком к перевороту в производстве руководство считает глобальные изменения в системе отечественной торговли. Супермаркеты стали отказываться от закупки быстопортящихся продуктов, заменяя их товарами с длительным сроком хранения. Чтобы угодить новым рыночным вкусам покупателей, Радеховскому заводу пришлось в корне перестраивать технологию производства.

В 2010 году «Галичина» привлекла инвестора. В объединенной с «Западной молочной группой» волынских бизнесменов Игоря Еремеева и Степана Ивахива компании львовским коммерсантам досталось 50 %, 49 % отошло «Континиуму» (группа Еремеева-Ивахива) и 1 % — генеральному директору группы «Континиум» Сергею Корецкому. Эффект от слияния был очевиден: экономия на покупке сырья, сокращение логистических затрат.

Тогда же приняли новую стратегию развития. «Галичина» начала реализацию трехлетнего проекта перехода с Push-концепции ведения бизнеса (предусматривает производство товаров на основе прогнозов и сохранение больших партий неподалеку от потребителя) к Pull-концепции (производство товаров исходя из реального потребления конкретных видов продукции). Об этом рассказала Алена Шуманская, исполняющая обязанности генерального директора компании «Галичина».

— С чем было связано изменение концепции ведения бизнеса? И каковы результаты?

— «Галичина» всегда оценивала рынок и работала в соответствии с нуждами потребителей. Таким образом мы не просто продвигали товар, но и оценивали, в чем нуждаются потребители. Поэтому мы активно используем Pull-концепцию уже сейчас. И будем продолжать следовать этой концепции.

В 2012 году компания озвучила планы занять 16 % рынка молочной продукции страны уже в следующем году. Однако доля «Галичины» в 2013 г., согласно оценкам рынка, составила около 5 %.

— Что пошло не так? И как вы оцениваете долю компании в прошлом году и сегодня?

— «Галичина» никогда не стояла на месте, она шла вперед, завоевывала рынок цельномолочной продукции. Компания значительно расширилась за счет питьевых йогуртов, кефиров, сметаны. В 2013 году состоялись вывод линейки «Том и Джерри», линейки густых йогуртов «Формула», расширение за счет новых вкусов «Черника» линейки питьевых йогуртов. Не было падения в продажах, компания двигалась и завоевывала рынок.

— На что рассчитываете в 2014 году?

— 2014 год — очень непростой в связи как с политической, так и с экономической ситуацией в Украине. Наша деятельность направлена на сохранение рынка, присутствие товара по всем регионам страны, кроме Крыма и восточных областей, и хорошие результатам по итогам года.

— В каких банках вы кредитуетесь? За счет каких средств планируете развитие?

— Среди кредиторов ВТБ Банк, Укрэксимбанк, Диамант Банк, BIS. Учитывая ситуацию в Украине и рост стоимости валюты, компания не видит возможностей в кредитовании, поскольку это очень дорогой инструмент.

В финансовом отчете компании за 2013 год указано, что «Галичина» планирует включить свои акции в листинг фондовых бирж в течение следующих трех лет.

— Планы в силе? Какую долю акций владельцы готовы разместить?

— Если Украине удастся урегулировать политическую и экономическую ситуацию, то мы вернемся к вопросу о бирже и к определению приоритетного объема акций. Сейчас этот вопрос для «Галичины», как и для многих украинских компаний, не актуален.

По мнению аналитиков рынка молочной продукции, сейчас действительно не лучший период для продажи активов в молочном секторе — рынок падает. Политическая ситуация в Украине также не способствует привлечению инвесторов. В свете того, что многие украинские компании, которые были ориентированы на экспорт своей продукции в Россию, оказались в довольно сложном положении, «Галичина», которая изначально фокусировалась на украинский рынок, оказывается в выигрыше. По оценке Марии Колесник, руководителя аналитического отдела консалтинговой компании «ААА», стоимость «Галичины» составляет 6‑8 EBITDA.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама