Стоимость аммиака в порту «Южный» преодолела психологический барьер в 490 $ / т. Украинские производители, до сих пор компенсирующие экспортом аммиака потери на продажах карбамида, оказались в затруднительной ситуации. Такой уровень цен означает, что у украинских азотных химпредприятий не остается продукта, экспорт которого был бы рентабельным.
Назад в прошлое
«На последнюю неделю июня покупатели в портах Черного моря предлагают $ 480 и даже $ 460‑470 за тонну аммиака», — сообщил «Капиталу» руководитель ИК «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. Фактически цены на аммиак просели до уровня июля 2011 г. В июне 2011 г. аммиак стоил 497 $ / т, через год — 590 $ / т.
Директор Черкасского НИИТЭХИМ Тамара Ковеня склонна усматривать в таком падении сезонный фактор, вызванный изменением погодных условий. «В этом году весна была ранней не только у нас, но и в странах, активно приобретающих нашу продукцию. Поэтому обвал был ожидаемым. Правда, не так рано, а примерно в июле», — добавила она.
Химики лишаются подспорья
Дмитрий Гордейчук объясняет падение иначе. По его оценке, цены на аммиак были довольно долго перегретыми и летнее межсезонье лишь усилило обесценивание. Так, существенный рост стоимости аммиака зафиксирован еще в феврале прошлого года. В октябре 2012 г. цены начали плавно снижаться, но до сих пор их уровень позволял говорить о прибыльности производства, отмечают эксперты.
Этот тренд позволил Дмитрию Фирташу, владельцу основных мощностей по производству аммиака в стране, скорректировать свои стратегические планы. Еще в 2011 г. владелец Group DF заявил, что аммиак будет терять значение как товарный продукт и перерабатываться в готовые удобрения. Однако в силу благоприятной ценовой конъюнктуры такие планы отложены в долгий ящик — весь прошлый год экспорт аммиака был существенно выгоднее переработки, что вызвало рост его производства.
Тенденция сохранилась и в нынешнем году. Как сообщал «Капитал», производство аммиака в январе-мае 2013 г. увеличилось на 22,9 % год к году, а карбамида и аммиачной селитры — на 6,9 % и 1,2 % соответственно. «Такой подъем может говорить только об одном — в исследуемый период экспорт интенсивно рос», — считает Тамара Ковеня.
Сохранявшийся до сих пор интерес к аммиаку подтверждают и на Одесском припортовом заводе, втором крупнейшем его производителе в стране. «У нас оба агрегата аммиака загружены на полную мощность, а вот один карбамид остановлен», — сказал «Капиталу» на прошлой неделе замдиректора предприятия Валерий Севастьянов.
Потеря ликвидности
Теперь, очевидно, производителям придется корректировать свои производственные планы. «Цена природного газа при закупке на границе составляет $ 405 за тыс. куб. м, а на задвижках предприятий — примерно $ 480 за тыс. куб. м. Нынешняя экспортная стоимость указывает в лучшем случае на нулевую рентабельность аммиака, в худшем — на отрицательную», — подчеркнула директор Черкасского НИИТЭХИМ.
Нулевой она может быть на государственном Одесском припортовом заводе, поскольку предприятие имеет самые низкие расходные коэффициенты газа на тонну продукта (куб. м газа на тонну аммиака, по словам замдиректора предприятия Степана Киминчиджи). Кроме того, завод не включает транспортную составляющую в тонну продукта, поскольку расположен в порту «Южный».
Фирташ выдерживает паузу
На предприятиях Дмитрия Фирташа при таких ценах производство аммиака становится убыточным. На всех заводах бизнесмена, кроме «Рівнеазоту», коэффициент потребления газа превышает 1000 куб. м на тонну аммиака.
Представители OstChem — компании, управляющей азотными активами бизнесмена в Украине, — последовательно проигнорировали все запросы «Капитала» о планах по экспорту продукции и загрузке предприятий летом. Однако, по данным источников на заводах, ремонтная кампания в этом году будет более длительной и масштабной, чем предполагалось ранее.
В частности, с 1 по 15 июля будет остановлен самый мощный агрегат аммиака на черкасском «Азоте». Выпал из экспорта в июне самый мощный производитель азотных удобрений — горловский «Стирол», о чем «Капитал» сообщал ранее. Эксперты допускают, что с учетом сложившейся ценовой ситуации ремонтные работы на заводах OstChem могут продолжаться все лето вплоть до сентября, когда ожидается сезонное оживление спроса.