Бизнес

девелопмент

Темпы развития продовольственных сетей сократились вдвое. Ритейлерам не хватает площадок для новых магазинов

Темпы развития продовольственных сетей сократились вдвое
Фото: Украинское фото

Собственники продовольственных сетей три раза подумают, прежде чем вкладывать средства в открытие нового магазина. По данным исследовательской компании GT Partners, в 2013 г. в Украине открылась 451 сетевая торговая точка, что на 4 % больше по сравнению с 2012 г. «На конец прошлого года в стране насчитывалось 3,2 тыс. магазинов сетей», — отметил генеральный директор GT Partners Игорь Гугля. Темпы роста продовольственной розницы снизились: в 2012 г. сети открыли 433 объекта — больше по сравнению с предыдущим годом на 8 %.

Большая часть лидеров по количеству магазинов сократили темпы развития, свидетельствуют данные GT Partners. Например, сеть дискаунтеров «АТБ-маркет» открыла 143 магазина (выросла до 829 объектов), тогда как в 2012 г. — 156. Группа компаний Fozzy Group (сети «Сільпо», «Фора», Fozzy Cash & Carry и Le Silpo) обзавелась 42 новыми торговыми точками (до 452), тогда как годом ранее — 45. С трех до двух магазинов в год сократились темпы развития «Фуршета», который занимает пятую строчку рейтинга самых крупных ритейлеров страны по количеству магазинов. На конец прошлого года компания оперировала сетью из 106 торговых точек.

1 млн кв. м планируют ввести в эксплуатацию к 2016 г. девелоперы. Это удвоит предложение торговой недвижимости

Динамичнее других в 2013 г. развивалась сеть «Брусничка» — она открыла 22 магазина (до 121), в два раза больше по сравнению с 2012 г.  «Наш край» вырос на 39 новых объектов (до 131), тогда как в позапрошлом году было запущено только 33 супермаркета. По словам Игоря Гугли, эта сеть преимущественно развивается по франчайзингу. «Всего несколько магазинов ритейлер открыл самостоятельно, остальные — это торговые точки партнеров», — уточнил он.

Мест нет

Рынок насыщается, и сетям все тяжелее найти достойную площадку для открытия магазина, обратил внимание генеральный директор группы компаний «Край» (сети супермаркетов «Край», гипермаркетов «Країна») Виталий Коба. «Есть три составляющих успеха каждого магазина — это место, место и еще раз место», — подчеркнул он. С ним солидарен и управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. По его словам, сейчас продовольственные ритейлеры готовы открывать объекты только в самых лучших местах, где гарантирован успех. «В рисковые проекты сейчас никто не вкладывает», — сказал он, добавив, что это связано с падением оборотов. В некоторые сетях в прошлом году они снизились на 10 %, подтвердил генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. По его словам, на столько же сократился и средний чек. Совладелец продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев связывает это с переориентацией потребителей на более дешевые продукты, в том числе и на социальные группы товаров, доля которых растет. «Сейчас сети развиваются на собственные средства, поэтому, чем меньше они зарабатывают, тем меньше вкладывают в свое развитие», — отмечает Кишко. Музалев признается, что некоторые месяцы прошлого года торговал в убыток. По его мнению, аналогичная ситуация и наблюдается у его конкурентов.

Сети будут покупать

Продовольственные ритейлеры приостанавливают свое развитие в текущем году, говорит Борис Музалев. Он поясняет это грядущим удорожанием продуктов питания в связи с курсовыми колебаниями, что приведет к большей переориентации потребителей на социальные группы товаров. «Нам придется повысить заработные платы, вырастут затраты на аренду и коммунальные услуги», — делится он и прогнозирует, что это приведет к снижению прибыли минимум на треть.

Те сети, которые смогут аккумулировать средства на свое развитие, будут активнее приобретать мелких операторов, считает Виталий Коба. Например, как ранее писал «Капитал», «Таврия-В» планировала арендовать семь-восемь объектов некогда крупнейшей херсонской сети Oskar и таким образом выйти в новый для себя регион. Отметим, к 2016 г. девелоперы планируют ввести в эксплуатацию около 1 млн кв. м торговой недвижимости, что вдвое увеличит предложение. Но это несущественно поможет продовольственным сетям, поскольку в каждом торговом центре, площадь которого может превышать 100 тыс. кв. м, предусмотрен только один продовольственный магазин.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама