Інтереси

кинопроизводство

Киномагнат Александр Ханжонков снимал звезд немого кино и основал Ялтинскую киностудию

Киномагнат Александр Ханжонков снимал звезд немого кино и основал Ялтинскую киностудию
Уроженец Донбасса Александр Ханжонков стал пионером крымского кинематографа

Александр Ханжонков родился 26 июля 1877 года в селе Ханжонковка (ныне поселок в Донецкой области). Его отец, бывший казачий офицер, прочил сыну военную карьеру. Молодой человек, окончив в 1896 году Новочеркасское казачье юнкерское училище, поступил в привилегированный 1‑й Донской казачий полк, расквартированный в Москве.

Военная карьера Ханжонкова завершилась на русско-японской войне — он провалился под лед, заболел хроническим полиартритом и был уволен в запас. В Ростове, где лечился Александр, он заглянул в кинотеатр — показывали знаменитую ленту братьев Люмьер «Прибытие поезда». Именно тогда демобилизованный подъесаул решил заняться кинобизнесом.

Стартовый капитал имелся — 5 тыс. руб., полученные при увольнении в запас. Ханжонков отправился в Москву, где стал пайщиком компании «Гомон и Сиверсен». Вскоре основал собственное предприятие и поглотил эту разорившуюся фирму, а на ее технической базе открыл кинофабрику. Следующим шагом стало знакомство с прокатчиком Эмилем Ошем и создание совместного бизнеса по прокату зарубежных кинолент. Так весной 1906 года возник торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков».

Компаньоны

Александр и Эмиль отправились в Европу за новинками. В поезде Ош огорошил Ханжонкова признанием, что оговоренные ранее 50 % внести не сможет, поскольку денег у него нет. Из-за этого компаньонам не удалось приобрести продукцию известных фирм. Договорились лишь с начинающей компанией «Урбан». Сделка оказалась удачной: около половины лент удалось продать по дороге домой, остальные — в Москве.

На вырученные деньги Ош отправился в США покупать новые американские фильмы. Увы, привезенные им картины владельцы кинотеатров сочли скучными и брать не захотели. На этом партнерство с Ошем закончилось. Ханжонкова спасла от банкротства английская компания «Гепфорт», приславшая ему свои картины в кредит. И тут фортуна улыбнулась Александру Алексеевичу — фильм «Нил ночью» имел небывалый успех и разошелся рекордным тиражом в 100 копий.

Лидер кинопроизводства

В Москве предприниматель женился на Антонине Баторовской, дочери владельца магазина швейных машинок «Зингер». По ее совету Ханжонков нашел новых компаньонов и в декабре 1906 года открыл «Торговый дом А. Ханжонков и К°». Поручителем фирмы выступил известный банкир Иван Озеров.

В первое время Александр Алексеевич занимался исключительно прокатом зарубежных кинокартин. Полноценная работа компании началась лишь в 1908 году, когда было снято 19 собственных лент — 3 игровых и 16 документальных. Компания набирала обороты, увеличивая долю игровых картин. Уже в следующем году она произвела 16 игровых фильмов и 14 документальных (среди которых, кстати, «Пребывание государя в Киеве»). У Ханжонкова снимались легендарные звезды немого кино Вера Холодная, Петр Чардынин, Иван Мозжухин и другие. Жена предпринимателя активно участвовала в работе компании, писала вместе с мужем сценарии под псевдонимом Анталек, сама ставила фильмы.

500 тыс. рублей составлял уставный капитал акционерного общества «А. Ханжонков и К°»

С конца 1910 года Ханжонков использовал еще один инструмент продвижения собственных фильмов — начал издавать журнал «Вестник кинематографии». А в 1911 году открыл на студии «Научный отдел», который занялся производством видовых, этнографических и научно-популярных картин на темы географии, физики, химии, медицины, сельского хозяйства, зоологии, ботаники и тому подобного. Студия Ханжонкова стала лидером кинопроизводства в Российской империи. В 1912‑м торговый дом был преобразован в Акционерное общество «А. Ханжонков и К°» с уставным капиталом в 500 тыс. рублей.

Ялта

К 1914 году киномагнат контролировал треть проката в Российской империи, а выпущенные его компанией фильмы исчислялись сотнями. Однако здоровье предпринимателя ухудшалось — он уже не передвигался без костылей. В 1917 году врачи порекомендовали 40‑летнему Ханжонкову теплый климат. Он выбрал Ялту, которую знал еще по 1911 году, когда снимал там «Оборону Севастополя» — первый в империи полнометражный игровой фильм (длительность — 1 ч 40 мин). Летом 1917 года Александр Алексеевич прибыл в Ялту вместе с большинством сотрудников своей компании. Организовал киностудию, на которой снимал исключительно игровые фильмы — «Звезда моря», «Тайна южной ночи», «Море» и другие.

Семья Ханжонкова осталась в Москве. С началом гражданской войны Крымский полуостров оказался отрезанным от остального мира. Лишь осенью 1920 года жена предпринимателя с детьми сумела добраться до Ялты и убедила мужа срочно эмигрировать. Они покинули Крым в числе последних беженцев. В Вене Ханжонков пытался восстановить кинопроизводство — открывал прокатные конторы, студии, финансировал эксперименты со звуковым кино. Но все рушилось, деньги таяли, а прибылей не было.

Персональный пенсионер

Очень вовремя пришло письмо от Анатолия Луначарского в 1922 году — Ханжонкова приглашали принять участие в работе акционерного общества «Русьфильм». Александр Алексеевич решил ехать. Его супруга осталась в Европе. В Москве кинодеятеля ожидало разочарование — «Русьфильм» закрылся, так и не начав работать. Александр Алексеевич устроился консультантом в Госкино, а затем — завпроизводством в «Пролеткино». Женился во второй раз, на монтажнице Вере Поповой.

В 1926 году его арестовали по сфабрикованному делу о финансовых злоупотреблениях. Суд приговорил его к шести месяцам тюрьмы, тут же амнистировал, лишив всех гражданских прав и запретив работать в кино. Ханжонковы уехали в Ялту, где им выделили проходную комнату в коммуналке. «Лишенца» нигде не брали на работу, в том числе и на основанной им студии. Доведенный до отчаяния, Александр Алексеевич написал письмо председателю кинофотоуправления Борису Шумяцкому, в котором попросил «помочь войти в рабочую семью советской кинематографии полноправным ее членом» и объяснил, что иначе ему грозит «смерть от недоедания». Работы не дали, но реабилитировали и назначили персональную пенсию в размере 350 рублей.

Ханжонков взялся за мемуары. В Ялте написал книгу, вышедшую в 1937 году под названием «Первые годы русской кинематографии». Она была сильно покалечена цензурой. Между прочим, полный вариант книги не опубликован до сих пор.

Якобы случайная встреча

Ханжонкову выпало в жизни еще одно испытание — пережить нацистскую оккупацию. О судьбе забытого всеми кинодеятеля, проживающего в Ялте, написала в декабре 1942 года симферопольская газета «Голос Крыма. Russische Zeitung». В публикации утверждалось, что с приходом нацистов «Ханжонков, хотя и прикованный к креслу, бодро смотрит в будущее и уверен, что он сможет поработать в любимой области…» Заметку перепечатал берлинский еженедельник «Новое слово», после чего к Ханжонкову явился сотрудник этого издания — он готовил материал о людях, облагодетельствованных «новым порядком».

Ханжонков от интервью отказался. И журналист представил свою встречу с ветераном кино как якобы случайную во время прогулки по Ялте: «По тротуару вдоль киностудии пожилая, хорошо сохранившаяся женщина везет в кресле разбитого параличом старика. Это сам Ханжонков, основатель русской кинопромышленности и бывший хозяин этой студии. Советская власть ограбила его. Долгие годы он был «лишенцем». За что? Коляска, подталкиваемая его женой, везет ограбленного и нищего старика мимо его же собственного предприятия».

После возвращения советской власти Ханжонкову назначили скудную пенсию и паек. Он умер в сентябре 1945 года, дожив до 68 лет. Местная газета «Сталинское Знамя» напечатала некролог. Основателя Ялтинской киностудии похоронили на старом Ливадийском кладбище, позднее прах перезахоронили в некрополе на Поликуровском холме.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама