Бизнес

захват

Керченскую судоверфь «Залив» захватила российская компания

Керченскую судоверфь «Залив» захватила российская компания
Фото: Украинское фото

Вчера акционеры ОАО «Судостроительный завод «Залив» объявили о рейдерском захвате предприятия. Завод до сих пор контролировал украинский бизнесмен Константин Жеваго. Как следует из распространенного вчера его пресс-службой релиза, 25 августа неизвестные «при силовом участии крымской самообороны» собрали коллектив и уведомили его о том, что отныне директором предприятия является некий Жердев из Зеленопольского завода им. Горького (Татарстан). Также было сообщено о том, что производственные мощности «Залива» переоформлены на компанию с аналогичным названием, зарегистрированную в Москве. Работникам завода было предложено оформиться в московском офисе компании. В настоящее время предприятие заблокировано, его законное руководство не имеет доступа на территорию, говорят у Жеваго.

Интерес россиян

Отстранение менеджмента Жеваго от управления «Заливом» подтвердила также вчера и пресс-служба министерства информации и связи Крыма. А еще 19 августа министр промышленности полуострова Андрей Скрынник рассказывал о том, что идут переговоры с российскими инвесторами о покупке «Залива» у структур Жеваго.

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров ранее заявлял, что его ведомство рассматривает вопрос размещения заказов на «Заливе» от «Роснефти» и «Совкомфлота». Он уверял, что предприятие имеет «очень хороший сухой док, более 300 м в длину и 70 м в ширину. На территории РФ такого нет».

Цена вопроса

Для украинского судостроение потеря «Залива» — весьма ощутима, считает президент ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий. По его словам, керченский «Залив» — одна из трех ведущих судоверфей Украины наравне с Черноморским судостроительным заводом и николаевским «Океаном». В Керчи есть возможность строить суда большого водоизмещения длиной порядка 300 м и шириной до 50 м. «Преимуществом «Залива» действительно является сухой док, в котором строительство судов происходит в горизонтальном положении, что менее трудоемко. Кроме того, завод владеет двумя 600‑тонными кранами, что позволяет создавать корпуса судов из крупных блоков, что также сокращает затраты», — уточнил Лисицкий.

Он усомнился в том, что российские инвесторы действительно вдохнут жизнь в предприятие, которое оказалось в экономической изоляции после аннексии Крыма. «Сам факт, что объединенный российский танкерный флот в Новороссийске состоит из танкеров иностранного производства и за годы создания этого флота ничего не было построено в Украине (притом что николаевский «Океан», способный строить такие суда, контролируется сейчас российскими компаниями. — «Капитал»), подвергает сомнению планы по загрузке «Залива» российскими заказами», — уверен президент «Уксудпрома». В основном российские судовладельцы размещают заказы на хорватских, японских и южнокорейских верфях.

По мнению старшего аналитика компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, захват «Залива» изменит планы его украинского владельца в области судостроения. На днях компания Константина Жеваго (о чем «Капитал» писал в минувшую среду) объявила себя полноценным владельцем норвежского судостроительного завода Nor Yards. Планировалось, что «Залив» будет работать в кооперации с Nor Yards. А именно предполагалось, что украинское предприятие будет проектировать и производить корпуса судов, а норвежское — начинять их.

Ценность предприятия

По мнению Андрейченко, оценка завода «Залив» осложнена тем, что в последние годы он не работал на полную мощность. В лучшие времена предприятие реализовывало продукции более чем на 400 млн грн в год. «И скорее всего, это далеко не предел. В то время показатель EBITDA составлял почти $ 12 млн, а стоимость предприятия могла доходить до $ 60 млн. Но сегодня, учитывая риски украинских активов, крымскую прописку предприятия и конфликт с самопровозглашенными властями, такую сумму за активы вряд ли кто‑то предложит», — полагает аналитик.

Кроме того, «Залив» отягощен долгами банкам в размере $ 50 млн по состоянию на конец 2013 г. В этой ситуации акционерный капитал практически ничего не стоит, говорит Андрейченко, поэтому сделка по продаже завода вряд ли была интересна Жеваго, много за него бизнесмен не выручил бы. Возможно, потому российские претенденты и попытались захватить предприятие, раз не смогли договориться о его покупке, указал эксперт, пожелавший сохранить анонимность.

В похожей ситуации оказался николаевский завод «Океан». Право собственности на него компания Жеваго отсуживает у российских инвесторов Юсуфовых, но пока Фемида не на стороне украинского олигарха. 14 мая 2014 г. Высший хозяйственный суд отменил ликвидационную процедуру «Океана», что было на руку российским управленцам завода. В тот же день наблюдательный совет назначил руководителем предприятия представителя Юсуфовых Валерия Морозова. А уже 1 августа Хозсуд Николаевской области удовлетворил ходатайство того же набсовета и обязал государственного регистратора внести соответствующие изменения в Госреестр.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама