Бізнес

среда обитания

Астана предлагает киевским менеджерам хорошие условия для карьерного роста. В этом убедились Тарас и Жанна Пархоменко

Известные менеджеры Тарас и Жанна Пархоменко поженились, когда работали в компании«Киевстар». Тарас был директором по маркетингу, а Жанна — директором по корпоративным связям.

В декабре 2012 г. их пригласили работать в Астану. Тарас возглавил компанию «КаР-Тел», которая, как и украинский оператор, входит в группу компаний «ВымпелКом», а Жанна стала директором по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям АО «Верный Капитал».

Сегодня супруги делятся впечатлениями от переезда: столица Казахстана порадовала современной инфраструктурой, эффективными решениями городских проблем, кухней и доброжелательным населением.

Комфорт и инфраструктура

Правый берег разделяющей Астану реки Ишим — это бывший Целиноград, возникший в XIX веке. Строительство левобережной части началось всего 15 лет назад и продолжается до сих пор. За последние пять лет население столицы увеличилось с 200 тыс. до 1 млн жителей.

Молодой город в степи не может похвастаться таким же обилием зелени, как Киев, — парки высажены, но растениям нужно время, чтобы подрасти. Это один из немногих недостатков Астаны, которую Тарас Пархоменко называет «степным Дубаем». Город спланирован логично и эффективно: госучреждения сосредоточены в одном месте, рядом — редакции СМИ.

Есть целая улица ресторанов с различной кухней и «умные» жилые комплексы. Внутри ЖК «Хайвил», где поселилась семья Пархоменко, расположены рестораны, магазины (продуктов, косметики, одежды, обуви), салоны красоты, медицинские учреждения, косметологический центр.

«На первом этаже — фитнес-центр с бассейном. Я укладываю детей около 22:00, и у меня остается еще 30‑50 минут, чтобы поплавать в бассейне, который закрывается в 23:00», — говорит Жанна Пархоменко, молодая мама, у которой нет времени после работы ехать в другой район для занятий спортом. В том же комплексе — закрытая детская игровая площадка, которая незаменима зимой, когда морозы доходят до –40 °С, а из‑за буранов перекрывают дороги. Кстати, о предстоящей буре жителей оповещают посредством sms.

Зимой можно приобрести продукты, не выходя из дома: сотрудники супермаркета, расположенного на первом этаже, доставят их до дверей. Под квартирами — многоуровневый паркинг. Таких целостных решений в Киеве пока не существует, отмечают менеджеры.

Везде проложены качественные дороги. Благодаря широким шоссе и удобным развязкам пробок в Астане практически нет — лишь небольшие тянучки. Однако есть и общая черта с Киевом: движение перекрывается на время проезда кортежей официальных делегаций.

Интернет и СМИ

Телекоммуникационные услуги в Казахстане на высоте. «В нашей стране у ключевых игроков до сих пор нет связи третьего поколения, а тут все три оператора уже несколько лет развивают 3G, один даже имеет 4G-сеть», — рассказывает Тарас Пархоменко. Стабильные скайп-сессии через смартфон, видеозвонки, раздача скоростного интернета в автомобиле с помощью точки доступа Mi-Fi (портативное устройство, использующее сим-карту) — этими технологиями здесь никого не удивишь.

Вместе с тем потребительский сегмент интернета только начинает развиваться. Онлайн-площадок мало, ассортимент небольшой, доставляют товары лишь через несколько дней после заказа.

Онлайновые и традиционные СМИ — в основном русскоязычные и строго контролируются властями. «Министерство связи и информации проводит тендер на освещение государственно важных вопросов. Победившие медиакомпании получают определенный объем информационного госзаказа.

По сути, они продают площади или время в эфире за установленную цену. Редакции получают аналог темника — «топик», в котором описана суть информационного сообщения. Его публикуют практически слово в слово и получают стабильное финансирование. Газеты и журналы имеют эту «красную строку» в бюджете, изъятие которой было бы для них крахом», — раскрывает секреты работы медиа Жанна Пархоменко.

В разных изданиях выходят одинаковые новости, но это не мешает стремительному развитию сегмента печатных СМИ. Газет множество, они многостраничные и бумага качественная. Деловые издания позиционируют себя как независимые, но фокусируются исключительно на вопросах бизнеса. Среди них есть и местная газета «Капитал», которая по оформлению напоминает украинскую тезку.

Главное оппозиционное издание «Республика» распространяется нелегально. Доступ к его порталу напрямую из Казахстана закрыт, как и к международной блог-платформе «Живой Журнал». Цензура — одна из особенностей жесткой вертикали власти.

Образование и бизнес

Уже 20 лет в Казахстане существует президентская стипендия «Болашак», которую получают способные молодые люди для обучения в лучших вузах мира.

«Стратегия образования перекликается со стратегией «азиатских тигров», которые сделали прорыв в 1980‑1990‑х гг. По их примеру Казахстан отправляет молодежь учиться в США, Европу», — отмечает Тарас Пархоменко. Так получили образование в Оксфорде, Кембридже, Йеле и других ведущих университетах десятки тысяч казахстанцев.

Обязательное условие — вернуться на родину и работать в государственных компаниях и учреждениях. К слову, 60 % экономики Казахстана контролируется государством через управляющую компанию «Самрук-Казына».

В апреле в «Forbes Казахстан» был опубликован материал, рассказывающий о первом студенте, получившем государственный грант на обучение в США. Это Тимур Исатаев, создатель АО «Верный Капитал», в котором теперь работает Жанна Пархоменко. А недавно в городе открылся «Назарбаев Университет», где действует «родная» концепция. Теперь благодаря сотрудничеству с ведущими мировыми вузами, которые отправляют преподавателей в Астану, талантливые студенты могут получать образование дома.Тем не менее в частном секторе наблюдается нехватка кадров.

«Есть спрос на персонал, который не удовлетворен внутри страны, и многие компании приглашают экспатов, в частности в качестве управленцев», — говорит Тарас Пархоменко.

На работу приезжают много россиян, для которых упрощены условия оформления благодаря Единому экономическому пространству. Меньше европейцев — в основном они работают в офисах транснациональных нефте- и газодобывающих компаний. Востребованы и украинцы — преимущественно в рекламе и банковской сфере. По словам Тараса, сотрудники из Киева ценятся с точки зрения соотношения профессионализма и зарплат, к тому же они быстро адаптируются.

Работая в Казахстане, необходимо учитывать, что это иерархическое общество. «Весьма сильно уважение и дистанция по отношению к руководству, людям в возрасте и любым представителям власти, — заверила Жанна. — На прием к чиновнику не так просто попасть. При этом действует телефонное право. Необходимо также знать тех, кто знает людей, которые тебя представят». Как и в большинстве стран СНГ, многое решают связи и деньги, хотя ведется борьба с коррупцией.

Досуг и культура

«Для казахстанцев важен статус. Есть поговорка: если бы понты светились, в Алматы стояли бы белые ночи. Здесь люди даже со скромным достатком считают необходимым одеваться в брендовые вещи и ходить в дорогие заведения, несмотря на то что потом им придется сильно экономить», — удивляется Жанна.

К ее сожалению, большинство городских ресторанов заботятся о дизайне и внешнем лоске гораздо больше, чем о еде, при том что цены в них на 20‑25 % выше, чем в Киеве. Но есть несколько мест для гурманов, в том числе с национальной кухней.

«Это кухня кочевников, а значит, мясная. Здесь открыл для себя конину. Прежде никогда не пробовал этого мяса, а теперь стал его фанатом. Большой популярностью пользуется блюдо бешбармак, что‑то наподобие лазаньи с бульоном, вареной бараниной и кониной. Очень интересен традиционный хлеб — баурсак, эдакие жареные пампушки. Большое впечатление произвело верблюжье молоко — шубат», — рассказывает Тарас.

Духовной пищи в молодой столице Казахстана не хватает. В городе построен новый оперный театр, в котором пока нет собственной труппы. Приезжие артисты из Алматы, по словам Жанны, слабоваты: большая ценительница балета, она скучает по киевским представлениям.

«Мы были на премьере «Спящей красавицы» в постановке Юрия Григоровича, которую давали в честь открытия нового театра оперы и балета в Астане. Когда артисты вышли на поклон, практически весь зал развернулся и аплодировал Нурсултану Назарбаеву, Тони Блэру и Юрию Григоровичу, которые сидели в правительственной ложе», — отметила киевлянка.

В Астане нет выставок и фестивалей современного искусства. Выставочные и концертные залы пустуют. Вместе с тем, город славится такими концептуальными футуристическими зданиями, которые сложно увидеть в Киеве.

Например, Дворец мира и согласия, а также торгово-развлекательный комплекс «Хан Шатыр», которые создал британский архитектор Норман Фостер. «Когда появляется очередной архитектурный объект, народ реагирует на это байками.

Знаковые здания в Астане, кроме официального, имеют и народное прозвище. Так, «Байтерек» — монумент с красивой легендой, построенный по инициативе президента, — называют «чупа-чупс». Два симметричных административных здания в виде усеченных конусов именуют «золотыми ведрами». Дом министерств, построенный в форме полуподковы, прозван «поясом верности», — улыбается Жанна. С чувством юмора у местных все в порядке, а значит, можно жить.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама