Економіка

реформа

Правительство окончательно решило реформировать железные дороги по российской модели, следует из новой редакции соответствующего законопроекта

Правительство окончательно решило реформировать железные дороги по российской модели
Реформа железнодорожного транспорта приведет к появлению частных операторов составов. Это будет способствовать обновлению подвижного состава
Фото: Алексей Солодунов

После обсуждения проекта закона о железнодорожном транспорте с профильными ассоциациями Министерство инфраструктуры представило новую версию документа.

Обновленный вариант конкретизирует уже ранее обнародованные инициативы министерства. Речь идет о градации разного рода бизнеса в сфере ж / д перево­зок.

В частности, вводится понятие оператора железнодорожного подвижного состава, владеющего вагонами и работающего непосредственно с грузоотправителями. Сейчас в стране существует несколько компаний, располагающих собственным парком железнодорожных вагонов для перевозки грузов, но юридически их статус оператора не закреплен.

Законопроект исправляет этот недостаток и устанавливает, что все операторы должны быть включены в специальный государственный реестр.

Судьба монополиста

Как и предполагалось предыдущей версией законопроекта, «Укрзалізниця» будет преобразована в акционерное общество, причем все 100 % акций останутся в собственности государства. Также, согласно планам, решение о корпоратизации Верховная Рада должна была принять еще в 2012 г., но это так и не было сделано.

Госкомпания останется единственным собственником инфраструктуры общего пользования. Как пояснил «Капиталу» чиновник профильного департамента Мининфраструктуры, «Укрзалізниця», оставаясь владельцем инфраструктуры, будет предоставлять операторам право перевозить грузы по конкретным маршрутам и в заранее согласованное время.

Законопроект также вводит такие понятия, как «инвестиционная составляющая тарифа» и «инвестиционная программа». Их суть в том, что при формировании тарифов в них закладывается специальная надбавка, а полученные за счет этого деньги идут на выполнение инвестиционной программы.

За этими средствами государство планирует установить особый контроль: они будут перечисляться на особый счет и использовать их можно будет только для развития компании либо же для возмещения ресурсов, привлеченных на финансирование инвестпрограмм. За нецелевое использование этих денег предприятие, допустившее нарушение, будет оштрафовано в размере 200 % использованной не по целевому назначению суммы средств.

Тарифные вопросы

В аналитической записке к законопроекту сказано, что одной из проблем отрасли по‑прежнему остается перекрестное субсидирование перевозок — пассажирских за счет грузовых.

«Укрзалізниця» останется государственной и будет владеть всей инфраструктурой, предоставляя операторам лишь право перевозить грузы по конкретным маршрутам и в заранее согласованное время

«С целью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования с одновременным сохранением для всех категорий граждан возможности пользоваться услугами железнодорожного транспорта в социальном сегменте пассажирских железнодорожных перевозок вводится механизм государственного регулирования», — говорится в документе.

Убытки, понесенные предприятиями в результате установления льгот, будут компенсироваться за счет государственного или местных бюджетов — в зависимости от того, каким органом принято решение о введении льгот.

Отсутствие такого возмещения или осуществление его в неполном объеме может быть обжаловано в судебном порядке.

По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, предложенный документ — очередной шаг к реформированию сегмента железнодорожных перевозок.

«Законопроект впервые зафиксировал такое понятие, как инвестиционная программа и инвестиционная составляющая тарифа, чего не было раньше. Также предусматривается разделение социального и конкурентного сегментов в перевозках», — отметил эксперт.

В то же время, по его мнению, пока нет политических предпосылок для создания национальной транспортной комиссии. Вероятней всего, сохранится действующая схема утверждения тарифов на уровне Кабинета министров с подачи Мининфраструктуры, считает собеседник издания.

В случае принятия документ вступит в силу через полгода. При этом вероятность того, что парламент проголосует за законопроект уже в этом году, невысока, с учетом необходимости согласования его с профильными министерствами и изучения в комитете Верховной Рады.

Ранее в администрации президента заявляли, что новый закон о железнодорожном транспорте будет принят уже в 2014 г.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама