Інтереси

досуг

Экстремальное катание вне горнолыжных трасс завоевывает все больше поклонников среди украинцев

Экстремальное катание вне горнолыжных трасс завоевывает все больше поклонников среди украинцев
Экстремальное катание вне горнолыжных трасс завоевывает все больше поклонников среди украинцев
Фото: из личного архива

Настоящие трофеи для любителей адреналина — не черные трассы, а склоны, которые расположены в стороне от подготовленных маршрутов. Выискивать места, где кататься очень опасно, и обкатывать их — это под силу только экстремалам. Крутые повороты, трещины в леднике, скалы, деревья, неравномерное снежное покрытие, отвесные «сбросы», лавиноопасные участки — так выглядит коллекция покоренных спусков фаната экстрим-катания.

Езда по вертикали

Маркетинг-директор онлайн-кинотеатра MEGOGO Иван Шестаков — один из тех, кто увлекается backcountry (внетрассовым катанием с самостоятельным подъемом на вершину) или, как чаще называют такое катание, фрирайдом. «Катать по подготовленным ровным склонам скучно, намного интересней постоянно быть собранным, чувствовать, что твое тело — сжатая пружина, которая в любой момент готова отреагировать на новую опасность или преграду. Приходится каждую секунду принимать решение, от верности которого зависит не только твоя жизнь, но и жизнь твоих товарищей. Нелинейные события, непредсказуемый рельеф и постоянная смена состояния снега — вот где настоящее катание», — поясняет свою страсть Шестаков, который четыре года стоял на лыжах, а последние 10 лет катается на сноуборде. Он также имеет сертификат инструктора International Ski Instructors Association (самая популярная в Европе система сертификации лыжных и сноуборд-инструкторов ISIA).

Достойными местами с неподготовленными трассами у фрирайдеров считаются определенные участки горнолыжных курортов Швейцарии, Франции, Канады, США, Японии, России, Кавказа, Австрии. «Не скажу, что коллекционирую опасные спуски, но прохождение особо рискованных участков — это показатель крутости райдера», — говорит Иван Шестаков.

Предмет его гордости — горы Эльбрус и Чегет на Кавказе. Склоны там очень высокие с непростыми даже для опытных фрирайдеров спусками, до которых сложно добраться.

Между скалой и пропастью

Врач-кардиолог Института кардиологии имени Стражеско Вера Горбачева (10 лет стажа катания на сноуборде) не коллекционирует внетрассовые спуски, ее больше увлекают сноупарки с трамплинами, перилами и т. д. Хотя был у Горбачевой и опыт экстремального катания. Однажды в Инсбруке, Австрия, выпал свежий снег, и друзья — опытные бэккантри-лыжники — позвали ее покататься на местной горе Нордкетт вне трасс. «Мне выдали рюкзак с лавинным датчиком (бипер для поиска людей), свистком и лопатой, к чему я отнеслась очень скептически», — рассказывает Горбачева. Поход был не из легких — после подъема на гондоле необходимо было еще долго траверсом (боком) ехать по узенькой дорожке вдоль скалы над обрывом. «На каком‑то этапе этого жутко страшного продвижения в очень узком месте нужно было совершить маневр: резко нырнуть носом доски в углубление, чтобы тут же снова выехать на возвышение. За спиной — вплотную скала, под ногами — пропасть, и я, привыкшая к прыжкам с больших трамплинов и запрыгиванию на высокие железные перила, окаменела от страха. Просто не могла себя заставить», — вспоминает Горбачева. Но ей удалось преодолеть препятствие. «Выбравшись наверх, я поняла, что содержимое рюкзака было очень уместно — под сноубордом был почти отвесный кулуар (ложбина на склоне горы. — «Капитал»). Спуск мне очень понравился, но я поняла, что будучи профи в сноупарковом катании, я — полный профан в бэккантри. Ни в коем случае нельзя недооценивать горы и переоценивать свои способности», — рекомендует она.

Техника выживания

Иван Шестаков называет самые базовые правила безопасности фрирайдера: учитывать прогноз погоды, представлять, где находятся особо опасные участки, уметь оказывать первую помощь, иметь надежную экипировку и лавинное оборудование (лопату, бипер и лавинный щуп для зондирования толщи снега при поиске людей, попавших в лавину). «Не кататься одному, — предупреждает Шестаков. — Надежные товарищи — те, кто может спасти тебе жизнь. И главное правило — не рисковать: адреналина и так достаточно».

€500-1000 с одного человека стоит услуга хели-ски за день катания

Одна из основательниц горнолыжной и сноуборд-школы Snow Lab Gudauri с 16‑летним стажем катания Наталия Алехина добавляет, что нужно уметь пользоваться лопатой и знать основы лавинной безопасности: обращать внимание на крутизну склонов, иметь навыки и знания спасателя, избегать перегруженных подветренных склонов и так далее. Не помешают и услуги местных гидов, ведь им известны тонкости внетрассового катания именно в этом районе.

Вера Горбачева обращает внимание на то, что самое опасное время для фрирайда — весна. «Один день может быть очень теплым, толща снега станет мокрой, а на следующий день все засыпает новым снегом. Тогда велика опасность схода лавины», — отмечает она.

Иван Шестаков напоминает об опасностях катания в высоких горах. «На высоте 4 тыс. метров и выше усталость валит с ног, даже если ты прошел 10 шагов и застегнул крепления. Находиться долго на такой высоте нельзя, особенно без подготовки. Запросто можно получить горную болезнь (из‑за недостатка кислорода могут по­явиться головная боль, затруднительное дыхание, рвота, снижение активности вплоть до потери сознания. — «Капитал»)», — предупреждает он.

Первым и замыкающим группу всегда идут самые опытные фрирайдеры. В группе следят друг за другом, чтобы знать, где искать товарища, если вдруг накроет лавиной. По особо опасным склонам, как правило, спускаются по одному, чтобы не спровоцировать лавину. Недавно, 24 ноября, в районе горы Мамай (восточная часть хребта Хамар-Дабан в Бурятии) из‑за лавины пострадали три горнолыжника. Как написал на своей страничке в сети Facebook один из участников происшествия Геннадий Король, это произошло потому, что два райдера оказались на склоне в одной точке. Благодаря спасательной операции, проведенной остальными членами группы, и наличию биперов у пострадавших, всех удалось найти, откопать и доставить в больницу.

К слову, многие страховые компании предлагают специальные страховки для экстремалов. Годовой медицинский полис для фрирайдера со страховой суммой в $ 30‑50 тыс. стоит 1,3-3,8 тыс. грн в зависимости от покрытия.

Чтобы костюмчик сидел

Фрирайд — затратное хобби. Помимо сноуборда или лыж, ботинок, креплений, палок, также понадобятся шлем, рюкзак, аптечка, лавинный бипер, лопата, лавинный щуп. Фрирайд-экипировка должна быть максимально комфортной.

Доска для фрирайда, например от производителей NeverSummer, Burton, Prior, LibTech, Jones, обойдется в € 450‑900. Лыжи будут стоить примерно столько же. Ботинки и крепления — еще € 150‑400.

При покупке креплений не стоит забывать о запчастях к ним (болты, гайки, скрепы, трещотки). Ботинки должны быть точно по размеру. Маску (€ 50‑150) лучше примерять со шлемом и иметь одну запасную. Шлем стоит примерно € 50‑200. Опытные фрирайдеры рекомендуют приобрести наколенники, защиту спины, рук («рубашка») и кистей — это обойдется в € 100‑200.

Рюкзак должен быть объемом 24‑34 лит­ра, не более 1,5‑1,6 кг, с удобным креплением под лыжи или борд, с вынимающейся сеткой для крепления шлема снаружи и т. д. Стоит он € 60‑120.

Лавинный бипер, лопата, лавинный щуп — это еще € 300‑600. «Бипер должен всегда быть на человеке — надеваешь утром, включаешь и выключаешь, когда возвращаешься со склона», — подсказывает Наталия Алехина.

Дополнительная программа

Стоимость обучения фрирайду зависит от курорта, школы и программы. Полдня для группы в 1‑3 человека могут обойтись примерно в € 130‑200, для команды из 4‑8 человек — по € 20‑60 с каждого. Есть также длительные программы — скажем, пять дней фрирайда за € 180‑350 с человека.

Одна из разновидностей фрирайда — хели-ски (от англ helisking) — когда на вершину поднимаются на вертолете. Зачастую на спуск по‑другому просто не добраться. Стоит такая услуга € 500‑1000 с человека за день катания. На гору можно забраться и подешевле — с помощью сноукэта (кэтскиинг) — специальной снегоуплотнительной машины на гусеничном ходу с пассажирской кабиной. Цена — € 45‑90 в день с человека.

Фрирайд-тур можно заказать в агентстве. Самыми эксклюзивными считаются экспедиции в горы Гренландии или в Антарктиду. Такая поездка обойдется в 6‑10 тыс. евро за две недели.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама