Інтереси

искусство

Команда Sotheby’s рассказала о новом направлении деятельности аукционного дома, а также объяснила, кто и как может повлиять на развитие отечественного арт‑рынка

Команда Sotheby’s рассказала о новом направлении деятельности аукционного дома
Команда аукционного дома Sotheby’s (слева направо: Суад Гараева, Лорд Полтимор, Алина Дэйви, Ирина Степанова, Марк Корнелл) считает, что украинское искусство — мирового уровня, однако нуждается в целенаправленных инвестициях
Фото: Иван Черничкин

25 ноября в Лондоне состоятся первые торги Восточно-европейского современного искусства (Contemporary East) аукционного дома Sotheby’s, на которых будут представлены работы художников из России, Украины, Венгрии, Чехии, Польши, Азербайджана и других стран.

Время проведения выбрали стратегическое: перед вечерними торгами русского искусства на неделе русских торгов, когда концентрация дилеров, коллекционеров, журналистов, искусствоведов и всех, кто работает в арт-сфере, особенно высока.
В Киев приехала целая команда Sotheby’s: управляющий директор Sotheby’s Европы Марк Корнелл, заместитель председателя совета директоров Sotheby’s Европы Лорд Полтимор, эксперт в области современного искусства Суад Гараева, а также директоры по работе с клиентами Sotheby’s Россия — Ирина Степанова и Алина Дэйви.

«Капитал» встретился с экспертами, чтобы узнать о новом направлении в деятельности крупнейшего аукционного дома в мире.

— Почему аукционный дом Sotheby’s решил развивать направление «восточно-европейское современное искусство»?

— Суад Гараева: Аукционная деятельность идет в гору, важные работы продаются замечательно, и по последним торгам у нас очень хорошие результаты: общая сумма вечернего аукциона современного искусства 17 октября составила $ 34,3 млн, дневного — $ 19,3 млн. После кризиса возобновляется интерес к современному искусству и сейчас как раз самое время его развивать, покупать и выставлять. Конечно, есть сложности: в частности, украинцы и россияне не совсем готовы тратить деньги на современное искусство, потому что просто к этому не привыкли. Если в Европе современным искусством интересуются уже очень много лет, в странах СНГ процесс только начинается.

— Работы каких украинских художников будут выставлены на «премьерные» торги современного искусства Sotheby’s?

— Ирина Степанова: Мы продолжаем развивать на торгах художников, с которыми уже работаем, но добавили также новые имена. В списке украинских авторов, чьи работы будут представлены на торгах, — Борис Михайлов, Анатолий Криволап, Олег Тистол, Павел Маков, Арсен Савадов, Оксана Мась, Виктор Сидоренко, Максим Мамсиков, Олег Кулик, Александр Животков. Всего будут выставлены 11 работ, а если считать Илью Кабакова — то 13 (ред.: Илья Кабаков родился в Днепропетровске, однако больше известен как российский и американский художник).

— Неужели в Украине всего с десяток художников, чьи работы достойны быть представленными на торгах?

— Лорд Полтимор: Каждое поколение художников создавало сотни тысяч работ, и на поверхности оказывались только лучшие. То же самое происходит и сейчас: есть очень сильные, мощные художники, которые производят действительно качественное, талантливое искусство. И есть много художников, существующих с ними параллельно, которые уходят в сторону декоративности, интерьерности — теряя при этом свежесть идей и качество. Разумеется, с ростом рынка количество художников увеличивается, но по‑настоящему хорошего всегда мало.

— Суад Гараева: И потом, выставлять на торги сразу много не очень хорошо известных на Западе художников будет неправильно. Начинают процесс самые яркие звезды, но, если рынок будет развиваться, они подтянут за собой остальных.

$ 34,3 млн составила общая выручка Sotheby’s на вечерних торгах современного искусства 17 октября

— Каковы критерии отбора работ для аукциона?

— Суад Гараева: Отбор должен быть осторожным, стратегическим. Мы стараемся максимально ознакомиться с наследием художника и понять, какое место он занимает в истории искусства. Смотрим, какие из имеющихся работ могут понравиться коллекционерам: ведь мы достаточно хорошо изучили их вкус. С художниками, которые уже продавались, работать легче: у них есть уже какие‑то конкретные достижения. Однако появляются и совершенно новые авторы: люди их любят, у них были востребованные выставки, они делают что‑то новое, нашли свой художественный голос, свое «я» в искусстве. Кроме того, мы выбираем не просто художников, а работы: они сами по себе тоже имеют большое значение. Если это совершенно новый автор, работа должна быть исключительно хорошей — способной понравиться не только украинским, но и западным коллекционерам.

— Ирина Степанова: Для нас очень важно показывать работы редкие, свежие, хорошо оцененные, которые невозможно просто так купить в галереях: это очень принципиальный момент. Если все условия соблюдены, это дает толчок к следующим покупкам.

— И где же вы находите такие работы?

— Алина Дэйви: Работы, в том числе современные, особенно интересно находить в частных коллекциях. Конечно, можно найти потенциальный лот в галерее. Другое дело найти работу у коллекционера: с одной стороны, он может отдать ее дешевле, с другой — он выбрал ее для себя, то есть, произвел определенный отбор. И у работы имеется провенанс — история владения.

— Насколько успешно на Sotheby’s продается украинское искусство?

— Ирина Степанова: Летом были торги, на которых украинские художники продались очень успешно: так, например, работа «Яйца под майонезом» (53х53 см) Олега Тистола ушла за $ 12 400, а офорты Павла Макова Place Fountains I и Place Fountains II (40х160 см каждая) — за $ 11 500. Work № 2 (75х55 см) Александра Животкова купили за $ 9 900. Киевские коллекционеры жаловались, что в какой‑то момент вынуждены были сойти с дистанции из‑за высокой конкуренции — в торгах участвовали коллекционеры не только из Украины и России, но и других стран мира. Для нас это очень хороший знак. Когда на рынке появляются немецкие, английские, американские коллекционеры, рынок имеет шансы развиваться. В ноябре в Лондон приедет очень серьезная группа украинских коллекционеров: поддерживать своих художников на международной площадке.

— Как, по вашим наблюдениям, меняется количественный и качественный состав украинских коллекционеров?

— Лорд Полтимор: Когда мы впервые появились в Киеве в 2007‑м, знали всего двоих-троих, кто покупал на Sotheby’s. С того момента у нас стали покупать очень много новых людей из Украины и не только русский и украинский арт, но и в самых разнообразных категориях: от импрессионистов и ювелирных изделий до вин. Во-первых, сами коллекционеры почувствовали себя более уверенно. Во-вторых, почувствовали себя более уверенно мы — понимаем, кто наши коллекционеры.

— Ирина Степанова: В Киеве мы встретились с группой молодых коллекционеров, которые объединены в своеобразный клуб. Вокруг арт-дилера Игоря Абрамовича и Стеллы Беньяминовой, учредившей Stedley Foundation, поддерживающую украинский арт, — этих энтузиастов, любителей искусства и больших друзей художников — собираются единомышленники. Их уже больше сотни, и этот круг расширяется: они дружат, общаются, показывают друг другу коллекции. Эта группа не замкнута на себе, на общении только здесь, в Киеве, и не зациклена только на украинских художниках. Они путешествуют, посещают ярмарки, аукционы, следят за рынком и событиями на нем. Сейчас прошла Венская восточно-европейская ярмарка: на ней были также и украинские коллекционеры.

— Алина Дэйви: Чем больше коллекционеры путешествуют и посещают ярмарки современного искусства — FIAC в Париже, Frieze в Лондоне, Art Basel — тем больше у них возможностей понять, что предлагается и что продается на современном рынке. После этого искусство начинает восприниматься совершенно иначе: национальное предстает в мировом контексте. Поэтому мы обязательно ездим на ярмарки вместе с коллекционерами, а в Лондоне с русскоговорящей группой любителей арта проводим уроки по истории искусства: важно понимать, что ты собираешь. А зная истоки развития искусства, лучше понимаешь и современное. Меняется восприятие искусства вообще.

— Как вы оцениваете уровень современного украинского искусства?

— Марк Корнелл: Украинское искусство — мирового уровня. И нам вместе с украинскими коллекционерами, ведущими галереями и еще многими заинтересованными людьми важно понять, что мы можем сделать для его развития и продвижения.

— И что же можно сделать для продвижения украинского искусства?

— Ирина Степанова: Если говорить о мировом арт-рынке, существует несколько самых крупных игроков — таких как Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Жан-Мишель Баския, Кристофер Вул, Ричард Принс — и рядом с ними появляются национальные художники. Набирает мощные обороты азиатское искусство, появляются очень сильные китайские и индийские авторы. А все потому, что их существенно поддерживают национальные коллекционеры — мощные семьи, транснациональные корпорации.

— Лорд Полтимор: Национально-патриотические чувства в коллекционировании очень сильны во всем мире: коллекционерам хочется, чтобы искусство их страны увидел весь мир. Это очень важный импульс для развития местного рынка.

— Ирина Степанова: На украинское искусство обратят внимание только после целенаправленных инвестиций — времени, информации, денег, и это всегда работает именно в комбинации. Так что здесь без поддержки арт-критиков, журналистов, кураторов и мощных коллекционеров не обойтись.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама